Приветствую Вас Гость | RSS
Вторник
16.04.2024, 09:55
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ЗИНОВИЯ - ПАНАЦЕЯ
Главная Уход по-немецки: - выплаты тяжелобольным людям - ФОРУМ. Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ. » Kак соединить в жизни радость, смысл и эффективность » Правильная жизнь - возможно ли? » Уход по-немецки: - выплаты тяжелобольным людям (Предоставление финансовой помощи и отпуска по уходу)
Уход по-немецки: - выплаты тяжелобольным людям
ЗиновийДата: Пятница, 27.07.2018, 12:43 | Сообщение # 1
АДМИНИСТРАТОР
Группа: Администраторы
Сообщений: 492
Репутация: 10
Статус: Offline
1. Виды помощи по уходу и степени потребности в нем

  Лица, нуждающиеся в уходе. Согласно книги XII Кодекса социальных законов (Sozialgesetzbuch XII - § 61 абз. 1 SGB XII) финансовая помощь по уходу различного вида предоставляется тем лицам, которые из-за физической, умственной или душевной болезни или инвалидности нуждаются в течение, по крайней мере, 6 месяцев в помощи для осуществления обычных или регулярно повторяющихся действий или процедур во время повседневной жизни в значительной или весьма большой мере.  Под обычными и регулярными процедурами закон (§ 61 абз. 5 SGB XII и §14 aбз.4 SGB XI) подразумевает:

- в части личной гигиены: умывание, душ, чистка зубов, причесывание, бритье, отправление естественных потребностей

- в части питания – приготовление  пищи  или прием пищи

-  в части мобильности – вставание и отход ко сну, одевание и раздевание, хождение, стояние, подъем по лестнице, уход из квартиры и возвращение в нее.

 - в части ведения домашнего хозяйства – покупка необходимых вещей, приготовление еды, уборка квартиры, мытье посуды, смена и стирка белья и одежды.

Виды помощи по уходу и степени потребности в нем. Виды помощи устанавливаются в § 61 абз. 2 SGB XII, действия или процедуры, которые нуждаются в помощи, - в §61 абз. 5 SGB XII, а виды болезней и инвалидности – соответственно в § 61 абз. 3 SGB XII. Кроме того, согласно § 61 абз. 6 SGB XII находят применение еще и дополнительные положения из книги XI SGB для лиц, застрахованных на случай ухода, а именно, §28 aбз.1 SGB XI – для видов помощи по уходу и §14 aбз.4 SGB XI – для процедур, нуждающихся в помощи. Так, книга  XII SGB относит к видам помощи по уходу домашний уход (включая амбулаторный уход), дополнительное применение лекарственных и технических средств для облечения положения нуждающегося в уходе лица, частично стационарный уход за ним, кратковременный стационарный и полностью стационарный уход. Дополнительно к ним книга  XI SGB предусматривает еще комбинацию этих видов ухода.

  §15, абз.1 SGB XI и §64, абз.1-3 SGB XII определяют т.н. «степени потребности в уходе»  (Stufen der Pflegebedürftigkeit), в соответствии с которыми нуждающиеся в уходе лица получают причитающиеся им денежные средства:

- Первая степень  потребности в уходе. К ней принадлежат лица, которым требуется помощь при выполнении как минимум двух или нескольких процедур из категорий основного ухода (т.е. личной гигиены, питания и подвижности) как минимум один раз в день и дополнительно несколько раз в неделю при выполнении процедур из категории «ведение домашнего хозяйства».

- Вторая степень потребности в уходе. К ней принадлежат лица, которым требуется помощь минимум три раза в день в разное время суток при выполнении процедур основного ухода и дополнительно несколько раз в неделю при выполнении процедур из категории «ведение домашнего хозяйства».

- Третья степень потребности в уходе. К ней принадлежат лица, которым требуется круглосуточная (также и в ночное время) помощь при выполнении процедур основного ухода и дополнительно несколько раз в неделю при выполнении процедур из категории «ведение домашнего хозяйства».

  Если выполняются условия третьей степени ухода, но имеют место чрезвычайно высокие расходы по уходу, то можно воспользоваться правилом особо трудного случая (Härtefallregelung). Этот случай возникает, когда требуется:

- помощь при выполнении процедур основного ухода, по крайне мере, в течение 6 часов (360 минут) ежедневно, из которых, по крайней мере, три раза ночью; при этом следует еще учесть продолжительность медицинского лечебного ухода;   или

- привлечение в ночное время нескольких специалистов по уходу для осуществления помощи при основном уходе, а дополнительно к ним еще и нередко родственников.  

При этом  также дополнительно несколько раз в неделю требуется помощь при выполнении процедур из категории «ведение домашнего хозяйства».    

  Наряду с 2,4 миллионами человек, которые нуждаются в повседневной амбулаторной или стационарной помощи по уходу, в Германии сегодня проживает еще свыше одного миллиона людей (а к 2030 году их станет свыше 1,7 млн.) с длительными нарушениями умственных способностей (Demenzerkrankte), с душевными или психическими заболеваниями. У этих людей существенно ограничена их компетенция во многих вопросах повседневной жизни, и потому они также могут получать особую финансовую поддержку как при ведении домашнего хозяйства, так и при выполнении действий из категорий основного ухода. Для таких лиц устанавливается т.н. «нулевая степень потребности в уходе», что также позволяет им претендовать на определенное пособие по их обслуживанию (Betreuungsgeld). 

    Уход на дому. Этот уход в отношении нуждающегося в нем лица может осуществляться как на общественных началах членами его семьи согласно § 61 абз. 1 SGB XII, или проживающими в той же квартире лицами, или соседями по дому,  но может также выполняться членом семьи или специально обученными людьми на платной основе (§ 63 SGB XII).  Затраты времени на уход, которые необходимы члену семьи или другому лицу, не имеющему специальной подготовки, для выполнения процедур всех четырех категорий  («личная гигиена», «питание»,  «подвижность» и «ведение домашнего хозяйства») определяются в среднем за день и составляют (§ 15 абз. 3 SGB XI):

   - для ухода за лицами, принадлежащими к «Первой степени потребности в уходе»: минимум 90 минут, из них  процедуры основного ухода - более 45 минут.

   - для ухода за лицами, принадлежащими ко «Второй степени потребности в уходе»: минимум три часа (180 минут), из них  процедуры основного ухода - минимум два часа.

   - для ухода за лицами, принадлежащими к «Третьей степени потребности в уходе»: минимум пять часов (300 минут), из них из них  процедуры основного ухода - минимум четыре часа.

Домашний уход на общественных началах осуществляется исключительно в целях помощи по ведению домашнего хозяйства и потому согласно § 65 SGB XII не требуется оплата такого рода деятельности добровольных помощников. Носитель социальной помощи может в таком случае возмещать только некоторые расходы (например, транспортные) по заявлению нуждающегося в уходе лица. Другое дело, когда одной такой помощи уже недостаточно и требуется постоянное и длительное содействие в выполнении всех других процедур. Тогда такую помощь по уходу должен осуществлять на платной основе либо родственник, либо специально обученные люди в порядке амбулаторного ухода. 

Амбулаторный уход. Такой уход может осуществляться постоянно изо дня в день или в течение только определенного периода времени (например, во время болезни), или периодически и кратковременно (например, только для общей помывки тела или для проведения генеральной уборки квартиры). Во всех этих случаях либо страховая касса по уходу, либо социальное ведомство (либо они совместно) согласно § 63 предл. 1 SGB XII должны перенять соответствующие расходы, т.к. эти лица являются сотрудниками соответствующей службы или фирмы по уходу, или стационарного учреждения по уходу (дома престарелых и больных).

Стационарный уход.  Этот вид ухода может осуществляться в течение краткого (до 4 недель в году) или длительного периода времени (и даже постоянно до ухода из жизни) пребывания полностью в течение всего дня в пансионате или пребывания в нем только в дневное или ночное время суток в дополнение к домашнему уходу. Согласно §75 абз. 5 SGB XII определяется вид, содержание, объем и оплата такого ухода, а также оплата пребывания в стационаре по уходу и дополнительных расходов стационара (дома престарелых) согласно положениям SGB XI. Это служит основанием для заключения соглашения об оплате расходов или типового договора носителем социальной помощи со стационаром по уходу. В свою очередь, этот стационар обязуется согласно закону о качестве предоставляемых услуг по уходу обеспечить нуждающемуся лицу должное обслуживание, что находит свое отражение в договоре. Если стандарт качества по уходу не соблюдается, то страховая касса по уходу или социальное ведомство вправе расторгнуть договор с этим стационаром.  

После подачи заявления нуждающимся в уходе лицом (или от его имени родственником, соседом по квартире или просто добрым знакомым) в компетентную страховую кассу по уходу или в социальное ведомство осуществляется экспертиза на предмет установления степени нуждаемости в уходе. При этом согласно § 13 абз. 1, предл. 3 SGB XII  при решении вопроса о предоставлении помощи по уходу в том случае, когда домашний уход со стороны родственника (на общественных началах или платной основе) не обеспечивает удовлетворение всех потребностей нуждающегося в уходе лица, вначале рассматривается возможность применения амбулаторной помощи, далее частично стационарной помощи и лишь затем - полностью стационарной помощи. Но дело не только в пригодности того или иного вида помощи по уходу, но и в расходах на ее осуществление. Поэтому нередко стационарная помощь по уходу может оказаться менее затратной, чем амбулаторная. Согласно § 13 абз. 1, предл.6 SGB XII устанавливается, что для решения вопроса о пригодности вида помощи нужно учесть обстоятельства личного, семейного и местного характера. Причем согласно § 9 SGB XII обязательно нужно учитывать при оформлении ухода соразмерные желания самого получателя социальной помощи.      

2. Подача заявления на установление степени потребности в уходе 

 Опека немощного пациента охватывает уход за телом, приготовление пищи, помощь при передвижении, подъёме по лестнице, отправлении естественных потребностей, прочих отправлений повседневной жизни. Отдельно учитывается помощь по ведению хозяйства: закупки, уборка жилья, мелкие ремонтные работы. Нередко престарелые персоны живут в одной семье с молодыми родственниками, и последние выполняют все необходимые действия по уходу, не зная, что они могут получить от социального ведомства (речь идет в данном случае о нуждающимся в уходе лице, который является получателем базового материального обеспечения по старости) вознаграждение за свой труд. Пособие по уходу выплачивается этому лицу только по личному его заявлению, и, разумеется, при выполнении требуемых критериев.  Заявление о присвоении степени ухода застрахованным в медицинском отношении получателям базового обеспечения «ALG II» и «Grundsicherung im Alter» следует подавать (ими лично или с помощью его родственника) в соответствующую страховую кассу по уходу (Pflegekassa), а фактически незастрахованным (т.е. имеющим статус «5» в карточке АОК) получателям базового обеспечения «Grundsicherung im Alter» - в соответствующее социальное ведомство (например, в Grundsicherungsamt). В свою очередь Pflegekassa (которая чаще всего находится как бы «под одной крышей» с медицинской страховой кассой) с помощью экспертов медицинской службы этих касс (Medizinischer Dienst der Krankenkassen/Pflegekassen), так же как и социальное ведомство с помощью экспертов медицинской службы ведомства по материальному обеспечению инвалидов и др.лиц (Versorgungsamt), проверит условия содержания нуждающегося в уходе лица и установит действительную потребность его в той или иной посторонней помощи по уходу.  

Подготовка к визиту эксперта. Готовиться к визиту эксперта следует как можно тщательнее. После подачи заявления письмом или по телефону назначает день и час прихода эксперта. Во время визита необходимо  присутствие доверенного лица пациента.   Pflegekassa или Versorgungsamt должны получить точную информацию о том, куда приходить эксперту, то есть знать  фактическое местопребывание лица, нуждающегося в уходе, подавшего заявление.   Это может быть его дом или квартира или квартира родственника, дом престарелых и инвалидов, приют, интернат, то есть то место, где за данным лицом будет осуществляться уход. Это необходимо для определения «степени потребности в уходе».  Для облегчения и ускорения экспертизы лицу, осуществляющему уход, целесообразно приготовить запись всех своих действий с указанием их даты, времени, и продолжительности. Эксперт использует эту информацию (при условии ее правдивости). Кроме того, следует подготовить  все медицинские документы, которые могут помочь правильно определить «степень потребности в уходе». 

Критерии, которыми руководствуются эксперты при оценке «степени потребности в уходе», определены законодательно. Ниже приводятся примерные вопросы из перечня эксперта:

 - Может ли лицо, нуждающееся в уход, действовать в соответствии с ситуацией (например, выбирать одежду, соответствующую погодным условиям);

- Может ли это лицо позаботиться о своей безопасности (правильно сориентироваться);

- Может ли это лицо передвигаться (поворачиваться в кровати, передвигаться по квартире, по улице);

- Может ли оно содержать себя в чистоте и одеваться;

- Может  ли оно самостоятельно питаться;

- Может ли оно контролировать пищеварение;

- Может ли оно себя занять и разумно использовать время;

- Может ли оно осуществлять контакты с окружающими (то есть понимает, что ему говорят окружающие, и адекватно реагирует);

- Имеет ли оно упорядоченный ритм смены сна и бодрствования.

Чем точнее и честнее будут ответы на эти и другие вопросы, тем лучше эксперт сможет определить «степень потребности в уходе». Необходимо отметить, что весьма важным является не только то, может ли лицо, нуждающееся в уходе, выполнять те или иные действия самостоятельно, но и сколько времени ему для этого нужно.    Нередко возникают длительные споры с кассой по уходу о фактических временных затратах на уход. Понятно, что кассы ограничительно толкуют правила присвоения ступени ухода. Ухаживающие персоны по праву возмущены, когда из-за нескольких спорных минут за свой тяжкий труд они не получают никакого вознаграждения.

Экспертиза. Чтобы этого не произошло, следует хорошенько подготовиться к визиту эксперта по уходу. В рамках возможного нужно объяснить немощному пациенту значение этого визита и его последствия. Эксперт внимательно интересуется сохранившимися ресурсами пациента и его возможностями самообслуживания в различных сферах жизни. Не должно быть так, что из ложно понятой гордости и желания импонировать, пациент разыграет перед экспертом старого гусара, у которого есть ещё порох в пороховницах. Бывают случаи, когда в силу снижения интеллекта пациент дает односложные ответы, что у него, якобы, всё хорошо, и он ни в чём не нуждается. По необходимости ухаживающая персона должна обратить внимание эксперта, что истинное положение дел значительно хуже, чем это описывает сам нуждающийся в помощи человек. Поэтому во время осмотра экспертом абсолютно необходимо присутствие ухаживающих лиц. Если в уходе участвует профессиональная служба, вам надо иметь под рукой телефонный номер службы, что бы эксперт мог быстро связаться с ней и уточнить интересующие его моменты. По возможности, знакомый с пациентом сотрудник профессиональной службы должен так же присутствовать при осмотре. Если эксперт не спросит о важных для сути дела особенностях пациента и ухода за ним, то ухаживающая персона по своей инициативе должна обратить внимание эксперта на эти особенности. Бывает и так, что нуждающийся в уходе пациент заведомо или в силу заболевания сообщает эксперту неверные сведения. Эти неточности должны быть исправлены. Во время визита эксперта не следует стесняться или стыдиться. На все вопросы, даже самые неприятные (например, о посещении туалета), надо отвечать точно и правдиво.

Ухаживающему лицу рекомендуется  вести дневник ухода, где отмечать все выполненные действия и временные затраты. Ежедневные трудозатраты должны фиксироваться на отдельном листе, каждый лист следует заверить своей личной подписью и снабдить датой. Дневник ухода может служить важным средством определения фактической потребности в уходе и базой для дальнейших разбирательств с кассой по уходу. Те же правила действуют и при подаче заявления о повышении ступени ухода, разве что здесь речь идёт о больших деньгах.

  За последние годы значительно укреплены права больных болезнью Альцгеймера (неизлечимое заболевание головного мозга) на уход со стороны родственников с правом получения вознаграждения за уход. Болезнь Альцгеймера молодеет. Физически крепкие больные в возрасте 40 – 50 лет иногда страдают ментальными и мнестическими расстройствами, и не в состоянии себя обслуживать, несмотря на пока сохраняющееся, видимое телесное здоровье. Больные в начальной или средней стадии болезни Альцгеймера на первый взгляд могут производить впечатление, что они в высокой степени ещё способны себя обслуживать, но эта внешняя маска обманчива. Поэтому своё отражение в экспертизе о потребности в уходе должны найти ментальные особенности пациента.

Суть изменений

При определении нуждаемости в уходе впредь будут приниматься во внимание не только физические ограничения лица, претендующего на помощь, но в равной мере его душевное и психическое состояние. Наряду с учётом затрат времени на выполнение таких традиционных операций ухода, как помощь в принятии пищи, одевании, гигиенических процедурах и т.д., будет оценено также влияние психики пациента на его способность обслуживать себя в условиях повседневной жизни. Прежние три ступени ухода (Pflegestufe I – III), преобразуются в пять степеней ухода (Pflegegrad 1 – 5), при назначении которых будет приниматься во внимание активность во всех основных сферах жизнедеятельности: мобильность, способность самообслуживания, умение самостоятельно преодолевать нагрузки, вызванные болезнью и применяемой терапией, поддерживать контакты с окружающими, когнитивные способности.

Для подавляющего большинства лиц, уже получающих помощь по уходу, новый подход означает увеличение объёма предоставляемых услуг и только у небольшой части уровень ухода останется без изменения. Возможность же ухудшения положения какой-либо категории пациентов, по заверениям правительства, полностью исключена.

Лицам, страдающим исключительно физическими ограничениями, при переводе в новую классификацию будет автоматически присвоена последующая, более высокая градация нуждаемости в уходе (например, вместо Pflegestufe I – Pflegegrad 2, а вместо Pflegestufe III – Pflegegrad 4). Пациенты, у которых диагностированы наряду с физических нарушениями душевные и психические расстройства, «перескачут» на две позиции в сторону увеличения потребности в уходе (например: из Pflegestufe 0 в Pflegegrad 2 , из Pflegestufe II  в Pflegegrad 4) (Таблица 1).

Низшая степень в новой классификации – Pflegegrad 1 не имеет аналога в нынешней системе и введена главным образом с профилактической целью. Этот вид поддержки предназначен для лиц с минимальной потребностью в уходе с целью предотвращения дальнейшего ухудшения состояния здоровья и связанного с этим прогрессирования зависимости от посторонней помощи. В рамках Pflegegrad 1 предусмотрены все необходимые консультации, как для пациентов, так и ухаживающих родственников (последним может быть предоставлено право посещения специальных курсов), обеспечение необходимыми средствами ухода, возмещение затрат на оплату отдельных видов помощи (до 125 евро в месяц) , а также содействие в получении и дооборудовании квартир, пригодных для проживания лиц с ограниченными возможностями.

Сравнение выплат на организацию ухода в нынешней и новой системах (Таблица 2) показывает, что главным образом от изменений выиграют пожилые люди, страдающие старческой деменцией. В то же время новые положения предусматривают некоторое снижение размера выплат постоянным обитателям домов престарелых при переводе их с прежних ступеней I и II на новые степени ухода 2 и 3. Этой группе пациентов важно знать, что данное сокращение никак не отразится на их фактическом материальном положении, т.к. в отношении них закон не будет иметь обратной силы. Нынешним подопечным стационаров будут начисляться прежние суммы, а компенсацию недостающей части возьмут на себя кассы по уходу. То же правило предусмотрено и в отношении лиц, у которых в ходе очередной экспертизы будет установлена более низкая степень потребности в уходе. Для них также сохранится прежний уровень выплат в силу защиты ранее принятого решения (Besitzstandsschutz).

Для подопечных домов престарелых важна, как известно, та часть оплаты пребывания в стационаре, которую они должны покрывать из собственного кармана (Eigenanteil). Сегодня эта сумма возрастает при повышении ступени нуждаемости в уходе. В новой системе доплаты пациентов уже не будут зависеть от объёма оказываемой помощи. Все обитатели одного и того же заведения со степенью ухода от 2 до 5 будут вносить единую доплату. Она будет колебаться от одного стационара к другому, но в среднем по стране составит примерно 580 евро. Некоторое возрастание общей стоимости пребывания и соответственно доплаты пациентов может произойти в том случае, когда администрация заведения повысит собственные затраты, например увеличив инвестиции или повысив зарплату персоналу.

В ходе реформы особое внимание было уделено улучшению положения ухаживающих родственников. Поскольку государство не в состоянии полностью взять на себя обслуживание нуждающихся в уходе членов общества, оно обязано поддерживать любую приватную инициативу в этой сфере, в том числе проявляемую внутри семьи. Родственники, ухаживающие за своими близкими, должны быть лучше защищены в сфере социального страхования, чтобы иметь возможность как можно дольше обслуживать своих подопечных в домашних условиях и при этом не страдать материально, если, к примеру, после длительной фазы ухода будет потеряно рабочее место.

По новому закону, за тех родственников, кто вынужден оставить работу из-за необходимости ухода за близким человеком, больничные кассы должны выплачивать взносы в страхование на случай потери рабочего места без ограничения срока (а не в течение шести месяцев, как это происходит сейчас) и, кроме того, перенимать взносы в пенсионное страхование, если на обслуживание близкого человека требуется еженедельно не менее десяти часов и процедура ухода проводится как минимум два раза в неделю. При этом нуждающееся в уходе лицо должно иметь как минимум Pflegegrad 2.

В заключение отметим, что повышение размера выплат на организацию ухода в системах социального и приватного страхования в соответствии с Pflegestärkungsgesetzавтоматически переносится на аналогичные выплаты в рамках социальной помощи и базового обеспечения по старости – Grundsicherung im Alter. Это означает, что от реформы выиграют также те нуждающиеся в уходе пожилые люди и инвалиды, кто не имеет медицинской страховки, а помощь по уходу получают в составе выплачиваемого им социального пособия.
                                                                                                            
3. Предоставление пособия по уходу и других выплат
  По результатам экспертизы фактического состояния нуждающегося в уходе лица, проведенной по его заявлению, устанавливается степень нуждаемости в уходе и способ его осуществления. На этом основании принимается решение о предоставлении страховой кассой по уходу (или социальным ведомством) финансовой помощи определенного вида для покрытия возникающих расходов по уходу.

Виды финансовых выплат по уходу. Вид и размер выделяемых денежных средств на оплату расходов по уходу зависит, во-первых, от установленной в ходе экспертизы степени потребности в уходе (Pflegestufe), во-вторых, от того, кто осуществляет уход, а, в-третьих,  от наличия у нуждающегося в уходе лица страхования по уходу. Среди выделяемых на оплату ухода денежных средств различают пособие по уходу Pflegegeld, пособие по обслуживанию (Betreuungsgeld), оплату услуг по амбулаторному уходу Pflegesachleistungen (häusliche Pflegehilfe), оплату пребывания в пансионате для нуждающихся в уходе лиц - stationäre Pflege, наконец, на оплату дополнительных лекарственных и технических средств (Hilfsmittel).

Пособие Pflegegeld согласно §64 SGB XII выплачивают (согласно установленной степени нуждаемости лица в повседневном уходе), когда за таким лицом ухаживает непосредственно на дому родственник или другое лицо, проживающее в этом домохозяйстве. Пособие по обслуживанию Betreuungsgeld предоставляется больным людям с длительными нарушениями умственных способностей (Demenzerkrankte), с душевными или психическими заболеваниями для компенсации усилий и времени  родственника или другого проживающего в домохозяйстве лица.  Выплаты Pflegesachleistungen предоставляют (также в зависимости от установленной степени нуждаемости лица в повседневном уходе), либо когда за таким лицом постоянно ухаживает подготовленный специалист, например, из специальной службы по уходу (Pflegedienst) на дому (§65 SGB XII), либо когда нуждающемуся в уходе лицу периодически, но в течение длительного периода времени, оказывают платные услуги по содержанию его домохозяйства (например, генеральная уборка квартиры) или по уходу за ним (например, помывка в душе или ванне) согласно §§ 70-71 SGB XII. Плату за пребывание в пансионате Stationäre Pflege выплачивают, когда уход за нуждающемся в этом лицом осуществляется в специализированном стационаре (§§ 75-81 SGB XII).

Пособие по уходу «Pflegegeld». Согласно реформе страхования по уходу в период с 1-го июля 2008 года до 2012 года согласно положениям §37 SGB XI постепенно повышается размер ежемесячного пособия по уходу (Pflegegeld) и составляет: для степени I нуждаемости в уходе: 215 евро - с 1-го июля 2008 года,  225 еврo - с 1-го января  2010 года и 235 евро - с 1-го января 2012года; для степени II: 420 евро - с 1-го июля 2008 года,  430 еврo - с 1-го января  2010 года и 440 евро - с 1-го января 2012года;  для степени III: 675 евро - с 1-го июля 2008 года,  685 еврo - с 1-го января  2010 года и 700 евро - с 1-го января 2012года.

  Пособие по обслуживанию «Betreuungsgeld».  В соответствии с реформой страхования по уходу 2008 года в зависимости от нуждаемости в своем обслуживании с 1-го июля 2008 года предусматривается для этого основная сумма в размере до 100 евро в месяц и повышенная сумма этого пособия в размере до 200 евро в месяц (прежде это пособие не превышало 460 евро в год). При этом основную сумму этого пособия получают лица при относительно незначительных усилиях и времени по их обслуживанию.

Продолжение ниже

 
ЗиновийДата: Пятница, 27.07.2018, 12:44 | Сообщение # 2
АДМИНИСТРАТОР
Группа: Администраторы
Сообщений: 492
Репутация: 10
Статус: Offline
Продолжение

Оплат услуг по уходу «Pflegesachleistungen». Размер этих выплат зависит от индивидуальной нуждаемости в уходе, местных и социальных отношений (§ 9 SGB XII), причем соразмерность расходов по (амбулаторному) уходу  устанавливается согласно § 75 абз. 5 SGB XII с учетом соглашения об оплате труда сотрудников специализированного учреждения по уходу, которое заключается между ним, страховой кассой и носителем социальных выплат. При этом согласно § 63 предл. 3 SGB XII домашний или амбулаторный  уход не может предоставляться в том же объеме, что и в стационарном учреждении, выплаты которому на покрытие его расходов устанавливаются им самим. Наибольший размер оплаты за амбулаторные услуги по уходу в период с 1-го июля 2008 года до 2012 года согласно положениям §36 SGB XI постепенно повышается, а именно: для степени I нуждаемости в уходе – с 420 до 450 евро в месяц, для степени II – с 980 до 1.100 евро в месяц, для степени III – с 1.470 до 1.550 евро в месяц. При особо тяжелом случае эти выплаты предоставляются в размере до 1.918 евро в месяц.

Комбинирование пособия по уходу и оплаты услуг по уходу. Чтобы оптимальным образом обеспечить необходимый уход, можно согласно § 65 SGB XII комбинировать эти два вида выплат. В этом случае, конечно, размер пособия согласно  § 66 абз. 2 SGB XII уменьшается (максимально на 2/3 его величины). Так, если фирма по уходу предъявляет на оплату своих услуг 50% от максимальной ставки для соответствующей степени ухода, то и размер пособия по уходу уменьшается также на 50%.

Оплата пребывания в пансионате - Stationäre Pflege. Согласно §75 абз. 5 SGB XII определяется вид, содержание и объем такого ухода, а оплата пребывания в стационаре по уходу и дополнительных расходов стационара (дома престарелых) устанавливается согласно положениям §43 SGB XI. Наибольший размер оплаты за полностью стационарный уход в период с 1-го июля 2008 года до 2012 года остается неизменным для степеней нуждаемости в уходе I и II и составляет соответственно 1.023 и 1.279 евро в месяц. Для степени III эта оплата постепенно повышается с 1.470 евро до 1.550 евро в месяц в 2012 году (при этом для особо тяжелого случая – соответственно с 1.750 евро до 1. 918 евро в месяц). При частично стационарном уходе (когда нуждающееся в таком уходе лицо помещается в пансионат только в дневное или только в ночное время) наибольший размер оплаты в период с 1-го июля 2008 года до 2012 согласно положениям §41 SGB XI постепенно повышается, а именно: для степени I нуждаемости в уходе – с 420 до 450 евро в месяц, для степени II – с 980 до 1.100 евро в месяц, для степени III – с 1.470 до 1.550 евро в месяц.

При этом, начиная с 2015 года, оплата за амбулаторные и стационарные услуги по уходу индексируется в трехгодичном ритме.

Дополнительное применение лекарственных и технических средств для облечения положения нуждающегося в уходе лица (Hilfsmittel). Согласно §40 SGB XII расходы на дополнительное применение лекарственных средств при уходе страховая касса по уходу возмещает в размере максимально до 31 евро в месяц, а на применение необходимых технических средств – до 90% от их стоимости (причем на долю нуждающегося в уходе лица приходится не более 25 евро). При этом расходы на приобретение кресла-каталки (Rollstuhl) или костылей перенимает страховая медицинская касса по назначению врача. Страховая касса по уходу может также перенять расходы на техническое переоборудование квартиры (например, санитарно-технических устройств для облегчения пользования ими) в размере до 2.557 евро на каждое мероприятие.

4. Условия предоставления помощи по уходу и ее компенсация

Помощь по уходу предоставляется только тем лицам, которые из-за физической, умственной или душевной болезни или инвалидности нуждаются в течение, по крайней мере, 6 месяцев в помощи для осуществления обычных или регулярно повторяющихся действий или процедур во время повседневной жизни в значительной или весьма большой мере (§ 61 абз. 1 SGB XII).  При этом согласно §37 SGB XI пособие и другие выплаты предоставляются страховой кассой по уходу только в том случае, когда нуждаемость в уходе соответствует, по крайней мере, требованиям, установленным для «Первой степени потребности в уходе» (Pflegestufe I). Однако это правило не относится к Demenzerkrankte, которым установлена т.н. «нулевая степень потребности в уходе»: они могут получать пособие по обслуживанию (Betreuungsgeld) согласно §36, абз.1 SGB XI .

Чтобы иметь право на получение выплат по уходу от страховой кассы, нужно (согласно положениям реформы страхования по уходу, вступившей в силу с 1-го июля 2008 года) в последние 10 лет до подачи заявления на оказание помощи по уходу выплачивать, по крайней мере, в течение двух лет (прежде было пять лет) взносы на страхование по уходу в качестве члена соответствующей страховой кассы или быть застрахованным в ней в качестве члена семьи. Однако существует категория лиц, нуждающихся в уходе, которые не могут получать выплат от страховой кассы по уходу, т.к. они не выполняют указанные выше условия, или даже фактически не застрахованы. Это имеет место, к примеру, у получателей базового обеспечения «Grundsicherung im Alter» согласно SGB XII взамен прежде получаемого социального пособия «Sozialhilfe» согласно федеральному закону BSHG. Поэтому у этой категории лиц в карточке для медицинского страхования АОК ранее стоял и теперь стоит статус 5, при котором социальное ведомство не выплачивает регулярно страховые взносы в медицинскую кассу и кассу страхования по уходу, как оно это делает сейчас в отношении получателей «Grundsicherung im Alter», прежде получавших базовое обеспечение длительно безработных лиц „ALG II“, а просто перенимает на себя все расходы по медицинскому обслуживанию.  То же происходит в отношении лиц, которым не установлена даже первая степень нуждаемости в уходе. Во всех этих случаях нуждающиеся в уходе лица могут получать финансовую поддержку для оплаты помощи по уходу непосредственно от социального ведомства. Но и в том случае, когда фактические расходы, например, по уходу, превышают выплаты из страховой кассы по уходу, это также вынуждает социальное ведомство перенять на себя недостающие средства даже для застрахованных в медицинском отношении и по уходу получателей «Grundsicherung im Alter», прежде получавших „ALG II“ (как в принципе и пенсионеров). При этом следует иметь в виду, что при оказании финансовой помощи по уходу за счет средств носителя социальной помощи не существует ограничения на размер выплат, как при страховании по уходу за счет средств страховой кассы.

Поэтому не стоит удивляться тому, что нередко социальное ведомство привлекает прямых родственников (чаще всего работающих детей), обязанных к материальному содержанию их неработающих родителей (обычно пенсионеров или получателей базового обеспечения „ALG-II“ или „Grundsicherung im Alter“), хотя бы к частичному возмещению той прямой или дополнительной помощи, которую оно оказывает им при возникновении потребности в уходе. Речь идет, прежде всего, о расходах на пребывание в стационаре (доме престарелых), а также об оплате услуг по уходу «Pflegesachleistungen». Что касается других видов расходов по уходу, таких как пособие по уходу «Pflegegeld»,  пособие по обслуживанию «Betreuungsgeld», а также расходы на частично стационарный уход, то согласно последним разъяснениям Немецкого союза по проблемам общественного и приватного обеспечения (Empfehlungen für die Heranziehung Unterhaltspflichtiger in der Sozialhilfe, SGB XII, Rdn.9 и 10, Deutsche Verein für öffentliche und private Fürsorge e.V. Berlin, 2008) они не предъявляются к возмещению прямым родственникам лица, нуждающегося в уходе.

Сразу же после того, как ведомство социального обеспечения примет решение о предоставлении этой особой социальной помощи, оно с помощью специальной анкеты запрашивает прямых родственников, обязанных его материально содержать (§94 SGB XII), о получаемых ими доходах и расходах, наличии капитала и имущественном состоянии. При отказе ответить на вопросы анкеты после напоминания ведомство социального обеспечения может в принудительном порядке с помощью исполнительного листа (согласно закону об исполнении административных решений) потребовать необходимую информацию от лиц, обязанных к материальному содержанию, вплоть до применения штрафных санкций. Эту же информацию ведомство социального обеспечения может затребовать у работодателя этого лица или получить ее в соответствующем финансовом ведомстве и даже в домоуправлении.

5. Определение объема привлечения средств прямых родственников, обязанных к возмещению особой социальной помощи

Cогласно гражданскому законодательству (§§ 1578, 1581, 1602, 1603, 1615 BGB - Bürgergesetzbuch) принципиально объем привлечения средств прямых родственников (чаще всего детей), обязанных к возмещению особой социальной помощи, предоставленной нуждающимся лицам (обычно их родителям), определяется путем сопоставления величины т.н. «очищенного» нетто-дохода („bereinigtes“ Einkommen) этих лиц и размера средств, необходимых для собственного (и их семьи) содержания (Selbstbehalt, Eigenbedarf), а также расчета величины превышения т.н. «неучитываемым» или «льготным» наличным капиталом определенной его границы. Размер «очищенного» нетто-дохода определяется путем его последовательного т.н. «очищения» от соответствующих платежей и расходов. Величина же нетто-дохода получается путем вычитания из брутто-дохода установленных законом о подоходном налоге (Einkommensteuergesetz) налоговых и страховых отчислений и некоторых других расходов.

Размер «очищенного» нетто-дохода при определении объема привлечения средств зависит от того, какие расходы лица, обязанного возместить особую материальную помощь, следует учесть и, следовательно, вычесть из нетто-дохода. При этом следует учитывать все виды расходов, обусловленные собственным материальным содержанием. Не учитываются только расходы, связанные с созданием капитала. Поэтому следует учесть, в первую очередь, погашение всех долговых обязательств по кредитам (т.е. выплату как процентов, так и погашение долга) на приобретение или строительства собственного дома или квартиры, собственного автомобиля для поездок на работу и обратно, потребительских товаров длительного пользования для оборудования квартиры и т.п. Далее, учитываются т.н. особые расходы или финансовые обязательства, среди которых взносы по сберегательным договорам, членские взносы в партии союзы и объединения, расходы на образование, повышение квалификации и переобучение, лечение, по уходу при болезни и инвалидности, поддержание квартиры, дома и его оборудования и коммуникаций в исправном состоянии, за пользование теле- и радиоприборами и телефоном, выплаты на материальное содержание разведенной супруги и детей или родственников, адвокатские и судебные издержки, транспортные расходы на посещение родственников, на проведение семейных мероприятий (дней рождения, свадьбы, траурных и т.п.), плата за посещение детского сада, спортивных и музыкальных занятий и т.п., уплата налога за пользованием автомобиля для поездок на работу и обратно. Что касается квартирной платы и оплаты коммунальных расходов, то подлежит учету только сумма превышения этих расходов над их нормативной (паушальной) величиной, включенной в ставку средств, необходимых для собственного содержания. Нормативная величина квартплаты и коммунальных расходов составляет 450 евро в месяц для одного лица и 800 евро в месяц для обоих супругов вместе. Если же лицо, обязанное к материальному содержанию, проживает в собственном доме или квартире, то, наоборот, следует добавить к его доходу сумму выгоды, которую он получает при этом, а именно, 300 евро в месяц для одного лица и 500 евро в месяц для обоих супругов вместе. Следовательно, 150 евро в месяц для одного лица и 300 евро в месяц для обоих супругов составляют нормативную величину коммунальных расходов, учтенных в ставке средств для собственного содержания. Превышение фактических коммунальных расходов над этими нормативами следует учесть в качестве особых расходов при проживании в собственном доме или квартире.

Законоположения не содержат конкретных данных по денежным суммам, предназначенным для компенсации особой материальной помощи, предоставленной родителям со стороны социального ведомства, но использует такие абстрактные правовые понятия, как потребность, нуждаемость и финансовая платежеспособность. Размер этих средств зависит, во-первых, зависит от того, кого еще должен содержать это лицо в своей собственной семье; во-вторых, зависит от вида социальной помощи. На практике наиболее часто используются т.н. «Дюссельдорфские таблицы» для старых федеральных земель, «Берлинские таблицы» для федеральной земли Берлин и другие таблицы, разработанные в новых федеральных землях. Для удовлетворения собственных материальных потребностей лиц (Selbstbehalt), которые обязаны оказывать материальное содержание своим нуждающимся родителям, установлен весьма великодушный размер средств, как собственно и при материальном содержании детей. Так, в настоящее время согласно «Дюссельдорфским таблицам» масштаб этих средств составляет минимум 1.225 - 1.400 евро в месяц (включая 450 евро в месяц для оплаты квартиры с ее отоплением), а, например,  в Саксонии – минимум 1.300 евро в месяц. Однако следует признать, что правовая практика еще нечетко разъясняет вопрос, в какой мере через ставку средств для удовлетворения собственных материальных потребностей могут привлекаться доходы детей для возмещения особой социальной помощи, предоставленной их родителям. Так, многие социальные ведомства используют для этого только 50% превышения нетто-доходов над этой ставкой. Федеральная судебная палата в основном согласилась с такой правовой практикой.

Обжалование сообщения социального ведомства. При требовании предоставить информацию, при возмещении расходов и при т.н. решении о передаче (при предъявлении прочих прав, например, на возмещение расходов по уходу, возврате дарения и т.п.) речь идет о т.н. административном акте или решении административного органа (Verwaltungsakte), который может быть оспорен с помощью правовых средств возражения, а если эти средства окажутся безуспешными, то путем внесения в суд иска. При этом следует учесть, что при т.н. заявлении об обеспечении права (Rechtswahrungsanzeige), а также при сообщении о том, что права на материальное содержание передаются носителю социальной помощи, речь не идет о решении (Bescheid), а лишь о соответствующем сообщении на передачу или возложение определенного права (Übergangsmitteilung) . Поэтому вы не можете подать формально против такого сообщения возражение типа протеста (Widerspruch), а только возражение типа жалобы (Einwendung) о несогласии с размером средств, привлекаемых государственным органом для возмещения социальной помощи.  Ведь тот факт, что вы являетесь лицом, обязанным к возмещению особой материальной помощи, предоставленной нуждающемуся лицу социальным ведомством, является бесспорным и не подлежащим рассмотрению в суде. Поэтому вы не можете сами до получения решения на ваше возражение обращаться в суд с иском (Klage), но это вполне может сделать государственный орган, который и предъявляет иск на вас в суде по семейным делам (Familiengericht) или социальным делам (Sozialgericht) при вашем отказе оплатить социальную помощь после напоминания об этом.

6. Отпуск по уходу за больными родственниками в семье

Отпуск по уходу за больными родственниками в семье (Familienpflegezeit) предназначается для того, чтобы, следуя требованиям демографических изменений в обществе, найти решение огромной проблемы совмещения работы и ухода за членами семьи. Этот отпуск является важнейшим шагом в современной социальной политике государства, выгоду от которого получают все: и те, кто ухаживают, и те, за кем ухаживают, и наемные работники и работодатели.

В Германии 2,38 млн. человек получают выплаты из страхования по уходу. При этом более полутора миллионов пользуются уходом на дому – с помощью своих родственников или амбулаторной социальной службы. 76% работающих хотели бы сами ухаживать за своими больными родственниками столько времени, сколько это необходимо. Но при этом они сталкиваются с большими трудностями двоякого рода. С одной стороны, ухаживающие лица испытывают большие физические и психологические нагрузки при выполнении обязанностей, связанных с уходом за больными людьми, а, с другой стороны, они находятся под гнетом угрозы безработицы и последующей за ней бедности. Предприятия и политики должны совместными усилиями освободить ухаживающих лиц от давления перспективы потери рабочего места, сказала федеральный министр по делам семьи Кристина Шрёдер (Kristina Schröder), представляя на заседании правительства закон о введении отпуска по уходу (Gesetz zur Einführung einer Familienpflegezeit).

Модель этого отпуска преследует следующие цели:

- лучшая совместимость требований работы с выполнением задач по уходу,

- повышенная готовность со стороны предприятий предоставить отпуск по уходу, а наемных работников - воспользоваться этим отпуском;

- оптимизация типовых условий, дающих возможность ухаживающим лицам преодолеть страх перед дискриминацией, потерей пенсии или рабочего места при выполнении задач по уходу за больными родственниками в семье.

Отпуск по уходу за родственниками предусматривает, что трудящиеся могут сократить свое рабочее время в течение максимально двух лет  до 15 часов в неделю, если им необходимо ухаживать за нуждающимся в постоянной заботе членом семьи.  В связи с этим занятый на полный рабочий день работник может уменьшить свое рабочее время в период ухода за родственником на 50 или даже 100% (т.е. вдвое) с сохранением 75% своего прежнего заработка. Зато для компенсации этого он должен впоследствии работать уже полный рабочий день за те же 75% заработка в течение периода, который позволит вновь отработать сокращенное время. Чтобы при этом минимизировать риски профессиональной и общей нетрудоспособности для малых и средних предприятий (на которых трудится свыше 75% всех наемных работников), каждый занятый на производстве, претендующий на получение отпуска по уходу, должен к этому моменту заключить соответствующее страхование. Это страхование заканчивается в последний день периода отработки за предоставленный отпуск по уходу.

Модель этого отпуска учитывает также проблему бедности. Поэтому нижняя граница рабочего времени в период нахождения в отпуске по уходу была сознательно установлена на отметке 15 часов в неделю. В этот период взносы в государственное пенсионное страхование осуществляется также и за счет страхования по уходу с тем, чтобы полностью сохранить свое право на получение пенсии по возрасту. Причем это право возрастает с ростом ступени по уходу. Тем самым, несмотря на пребывание в отпуске по уходу, право на пенсию по возрасту сохраняется на уровне полной занятости.

На практике отпуск по уходу должен ориентироваться  на модель работы в режиме неполного рабочего дня или недели (Altersteilzeit). Это означает, что работодатель и наемный работник заключают между собой соглашение об отпуске по уходу. При этом работодатель ходатайствует перед федеральным ведомством по вопросам семьи и гражданским задачам (Bundesamt für Familie und zivilgesellschaftliche Aufgaben) о покрытии финансовых убытков. В свою очередь это ведомство получает необходимые ему на эти цели средства от банковской группы KfW-Bankengruppe на беспроцентной основе. По завершении периода ухода за родственником работодатель возвращает эту компенсацию указанному ведомству, а тот, в свою очередь, банку. Опыт использования на предприятиях работы в режиме неполного рабочего дня или недели показывает большую заинтересованность в нем обеих сторон без специального законодательного принуждения. За последние 10 лет  число наемных работников, воспользовавшихся этим режимом работы, возросло на 100 тысяч. На основании этого положительного опыта предложение о введении в практику работы предприятий по существу оплачиваемого отпуска по уходу получит большой резонанс и широкое распространение.  Соответствующий закон должен вступить в силу с января следующего год

Ссылки с таблицами

https://www.partner-inform.de/blogs....alidami


https://www.patientenberatung.de/ru....rm-2017

http://www.muenchen.info/soz/pdf/LHM_Pflege_Angehoeriger_Russisch.pdf

https://www.partner-inform.de/partner....a-dengi


http://neuezeiten.rusverlag.de/

http://www.naschdom.de/files....ine.pdf
 
ФОРУМ. » Kак соединить в жизни радость, смысл и эффективность » Правильная жизнь - возможно ли? » Уход по-немецки: - выплаты тяжелобольным людям (Предоставление финансовой помощи и отпуска по уходу)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz