Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
02.05.2024, 19:45
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ЗИНОВИЯ - ПАНАЦЕЯ
Главная Переселенцы из Украины за границей - ФОРУМ. Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ. » Kак соединить в жизни радость, смысл и эффективность » Вы решили эмигрировать » Переселенцы из Украины за границей (Как остаться налоговым резидентом Украины)
Переселенцы из Украины за границей
ЗиновийДата: Пятница, 05.05.2023, 12:53 | Сообщение # 1
АДМИНИСТРАТОР
Группа: Администраторы
Сообщений: 505
Репутация: 10
Статус: Offline
По данным Агентства ООН по делам беженцев, более 8 млн украинских беженцев выехали в другуe европейские страны. Наиболее спорным остается вопрос об определении налогового резидентства украинских переселенцев. Ведь в зависимости от такого статуса определяется страна, в которой должно производиться декларирование и налогообложение их доходов. 

Общие правила
Вскоре после начала войны в информационном пространстве началось обсуждение вопроса о декларировании и налогообложении доходов украинских переселенцев за рубежом.
Прошел год, и сейчас этот вопрос актуален как никогда, поскольку с началом нового года в большинстве стран началась кампания по декларированию и налогообложению доходов за предыдущий год. Одновременно можно констатировать, что за год ситуация, к сожалению, не стала более однозначной и по-прежнему вызывает множество вопросов.
Правила определения налогового резидентства не являются одинаковыми в разных странах, однако, как правило, определяющими являются три критерия:
  • место жительства
  • срок пребывания в стране (не менее 183 дней в течение года)
  • место центра жизненных интересов

Как следствие могут возникать ситуации, когда несколько стран, согласно правилам своего национального законодательства, будут рассматривать одно и то же лицо как своего налогового резидента.
Фактически это будет обязывать такое лицо декларировать и облагать налогом свои доходы в обеих таких странах.
Устранить такую несправедливую ситуацию призвана система межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения, которыми решается в какой именно стране должны облагаться налогом доходы лица.
Учитывая международный статус таких соглашений, определенные правила превалируют над правилами национального законодательства. Таким образом, если две страны признают лицо своим налоговым резидентом, то разрешение этого конфликта должно осуществляться на основании положений соглашения об избежании двойного налогообложения между такими странами.
Тексты соглашений об избежании двойного налогообложения хотя и не являются абсолютно идентичными, однако все же достаточно однотипными, поскольку основываются на Модальной конвенции ООН об избежании двойного налогообложения.
Четыре признака резидентстваВ вопросе определения налогового резидентства соглашения об избежании двойного налогообложения обычно определяют следующие правила:
1) Лицо считается резидентом той страны, где у нее есть постоянное жилье. В данном случае имеется в виду, что лицо владеет (на основании права собственности) или располагает (на основании аренды или другого подобного права) жилье (дом, квартира, комната и т.п.), доступное для использования в любое время на постоянной основе. То есть не время от времени с целью краткосрочного пребывания (путешествие, деловая поездка и т.п.).
Следовательно, например, не будет считаться постоянным жильем квартира или дом, которую лицо на время своего пребывания в другой стране передало в аренду другим несвязанным с ним лицам и, соответственно, нет возможности там проживать в течение времени такой аренды. Следовательно, если, выехав за границу, украинский переселенец передал свое жилье в пользование третьим лицам, то такое жилье в течение такого периода аренды не может рассматриваться как его постоянное место жительства и, соответственно, постоянным местом его жительства, скорее всего, будет считаться жилье за границей.
Вместе с тем следует признать, что сфера аренды жилья в Украине находится в «серой зоне», то есть государство не осуществляет контроль по заключению договоров аренды, а арендодатели обычно не декларируют и не облагают налогом такие доходы, особенно если они получаются в наличной форме. Поэтому у контролирующих органов Украины, а тем более у контролирующих органов иностранных государств крайне мало шансов узнать о таких обстоятельствах.
Таким образом, если лицо, выехав за границу, сохранило свое жилье в Украине, а за границей также располагает соответствующим жильем, то есть основания полагать, что такое лицо имеет постоянное жилье в обеих странах.
2) Если у человека есть постоянное жилье в обеих странах, то он считается резидентом той страны, где находится ее центр жизненных интересов.
Другими словами, определяемое с какой страной лицо имеет более тесные личные и экономические отношения. В этом аспекте должны учитываться семейные и социальные связи, место работы, место обучения, политическая / общественная / культурная / предпринимательская деятельность и т.д. Например, в комментариях к Модальной конвенции ООН указывается, что если лицо, имея жилье в одной стране, обустраивает жилье в другой стране, сохраняя при этом первое жилье, то тот факт, что такое первое жилье сохраняется в том же положении, какое было лицо. там всегда жила, где находится ее семья, это вместе с другими факторами может свидетельствовать, что личность сохранила свой центр жизненных интересов в первой стране.
Вообще определение центра жизненных интересов является вопросом субъективным и нет однозначного и конкретного критерия, который бы преобладал над другими и указывал бы на конкретное место центра жизненных интересов. Следовательно, все обстоятельства анализируются в совокупности и поэтому здесь нет мелочей, поскольку роль может сыграть любая деталь, вплоть до наличия в Украине замороженного во время войны (а не прекращенного) абонемента в спортзал, действующее членство в клубах или организациях, другая дистанционная деятельность в Украине или даже пост в социальной сети о желании поскорее вернуться в Украину.
Таким образом, необходимо в каждом конкретном случае анализировать все имеющиеся обстоятельства. Например, женщина с ребенком уехала за границу, арендует там жилье, ребенок ходит там в школу или сад, однако одновременно с тем, муж, родители и домашний любимец остались в Украине, женщина дистанционно работает на украинского работодателя, имеет в Украине определенное имущество (автомобиль , недвижимость и т.п.), имеет и использует счета в банках, имеются определенные другие индивидуальные факторы, свидетельствующие о поддержании связи с Украиной.
С одной стороны можно считать, что количество факторов в Украине преобладает. Однако, с другой, большую роль для определения центра жизненных интересов будет играть место жительства несовершеннолетних детей. Хотя необходимо также учитывать, что такое место жительства за границей вынуждено из-за войны. Как видим, в таком случае достаточно сложно однозначно определить, где именно находится центр жизненных интересов, и скорее можно прийти к выводу, что центр жизненных интересов будет равнозначным в обеих странах.
3) Если у человека есть постоянное жилье в обеих странах, а страна, в которой он имеет центр жизненных интересов, не может быть определена, считается, что лицо является резидентом той страны, где находится его обычное место жительства.
В понимании соглашений об избежании двойного налогообложения обычное место жительства не может определяться путем простого расчета того, в какой стране лицо провело больше дней. Вместо этого необходимо рассматривать частоту, продолжительность и регулярность пребывания в таком месте жительства, которые являются частью установившейся рутины жизни такого лица. Более того, для установления частоты, продолжительности и регулярности проживания в той или иной стране следует рассматривать более широкий период времени, в течение которого к тому же не происходили существенные изменения в личной жизни лица, которые могли бы повлиять на определение обычного места жительства (например, развод или, как в нашем случае, война).
Таким образом, если в контексте украинских переселенцев определять их место обычного проживания, необходимо учитывать и время до начала войны и вынужденного переезда из Украины. А значит, если лицо в последние годы постоянно проживало в Украине и переехало заграницу в связи с войной и после ее окончания намерено вернуться в Украину, то очевидно, что обычным местом жительства личности все же должна считаться именно Украина.
4) Но если вдруг и на основании обычного места жительства резидентский статус лица установить невозможно (например, если лицо обычно проживает в обеих странах), то на этот случай есть последний и решающий критерий — гражданство.
То есть лицо будет считаться резидентом той страны, гражданином которой она есть. Учитывая, что законодательство Украины не допускает возможности двойного гражданства, такой последний критерий позволяет окончательно решить вопрос о резидентской принадлежности лица.
Доказательства налогового резидентства
Как видим, период пребывания в той или иной стране (т.е. не менее 183 дней) в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения не имеет значения. Как следствие, если лицо до начала войны постоянно проживало в Украине, а, выехав за границу, сохранило в Украине свое жилье, семейные/социальные/рабочие и другие связи, намерено вернуться в Украину, то в таком случае есть основания утверждать, что лицо остается налоговым резидентом Украины.
Однако если лицо считает себя налоговым резидентом Украины и стремится сохранить этот статус, то ему придется убедить в этом налоговые органы соответствующего иностранного государства.
В противном случае, последние, не имея достаточной информации о лице, не смогут должным образом учитывать все критерии, определенные соглашением об избежании двойного налогообложения с Украиной, и, скорее всего, будут просто исходить только из того, что лицо согласно требованиям местного законодательства является резидентом иностранной страны.
Следовательно, лицу следует предоставить в письменном виде налоговым органам иностранного государства информацию и объяснения, которые будут в целом подтверждать, что такое лицо:
  • проживало в Украине на постоянной основе
  • было вынуждено уехать из Украины в результате начала войны
  • намерено вернуться в Украину по окончании войны
  • сохраняет в Украине свое постоянное жилье, имущество, работу и другие связи (экономические, бытовые, семейные, социальные, культурные и т.п.)
  • не имеет тесных экономических, семейных, социальных культурных и других связей с иностранной страной пребывания
  • согласно положениям соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, будет считаться резидентом Украины

К таким объяснениям обязательно необходимо добавить справку-подтверждение украинских налоговых органов о статусе налогового резидента Украины.
Такая справка предоставляется на основании заявления, форма которого утверждена приказом Министерства финансов Украины от 19.08.2022 г. №248. Этим же приказом утвержден и порядок подтверждения статуса налогового резидента Украины и выдачи такой справки.
Заявление для получения справки можно заполнить в электронном виде и подать через электронный кабинет налогоплательщика, подписав с помощью ЭЦП. Получить справку можно также в электронном кабинете.
Однако в нашем случае придется пройти несколько более сложный путь. Дело в том, что для использования в иностранной стране такую справку необходимо сначала узаконить — легализовать (апостилировать). Процедура легализации (апостилирования) подразумевает подтверждение государством действительности документа для возможности его использования за границей.
В данном случае такая процедура должна осуществляться Министерством иностранных дел Украины и возможна только по оригиналу документа или его надлежащим образом заверенной копии. То есть, полученная в электронном кабинете справка не может быть легализована, поскольку является просто копией документа. Иными словами, такую справку необходимо получать в оригинале в бумажном виде и затем обращаться в МИД по поводу ее легализации (апостилирования).
Очевидно, что для выполнения такого комплекса действий лицу, находящемуся за границей, не обойтись без помощи представителя в Украине. Кроме того, в стране пребывания необходимо обеспечить нотариально удостоверенный перевод такой справки на язык соответствующей иностранной страны.
Кроме справки в налоговый орган иностранной страны, следует добавить и другие документы, подтверждающие изложенные в объяснениях обстоятельства. Аналогично, как и со справкой, необходимо обеспечить перевод таких документов, а в случае необходимости — их легализацию (апостилирование).
Два пути решения
Однако даже выполнив такие действия, нет гарантий, что иностранные налоговые органы не будут настаивать на том, что лицо является налоговым резидентом страны пребывания.
В свою очередь, Украина очевидно также добровольно не будет отпускать своих граждан из налогового резидентства. А значит, возникнет конфликт относительно места декларирования и налогообложения доходов такого лица.
Решение его возможно по существу двумя путями.
Первый – с применением уже упоминавшихся соглашений об избежании двойного налогообложения и предусмотренной ими процедуры взаимного согласования. Фактически, в рамках такой процедуры представители компетентных органов государств должны провести переговоры по спорному вопросу и решить его. Минус этой процедуры состоит в том, что она может длиться месяцами, если не годами, а значит, ее вряд ли можно считать эффективной.
Второй путь – обжалование действий и решений налогового органа иностранной страны, направленных на декларирование или налогообложение доходов лица.
И здесь следует учитывать, что некоторые доходы украинских переселенцев все же будут облагаться налогом в иностранной стране пребывания (например, заработная плата, получаемая в стране пребывания от местного работодателя).


 
ФОРУМ. » Kак соединить в жизни радость, смысл и эффективность » Вы решили эмигрировать » Переселенцы из Украины за границей (Как остаться налоговым резидентом Украины)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz